Процесс проектирования музея основывается на его тематике, направленности и масштабе. Так, музей современного искусства будет отличаться от краеведческого музея, а детский развлекательный музей будет иметь мало общего с корпоративной экспозицией, ориентированной на сотрудников компании, партнёров и клиентов. Однако алгоритм проектирования и обязательные этапы будут одинаковыми.
Таковыми являются:
Разработка концепции. Необходимо чётко представлять себе, каким будет музей, на какую аудиторию он будет рассчитан, что войдёт в основную базовую экспозицию, какие цели она преследует.
Покупка, аренда или строительство помещения. Реализация этого этапа зависит от объёма экспозиции. Небольшой музей можно организовать в подходящем здании или на территории предприятия. Если подразумеваются крупные масштабы (например, музей автомобилей или спецтехники), может потребоваться возведение отдельного строения. Необходимо сразу же подготовить смету и учесть все предполагаемые расходы.
Проектирование помещения изнутри, планировка, дизайн. Определитесь, как будет располагаться экспозиция, по какому маршруту будут следовать посетители, чтобы иметь максимально точное и объёмное представление о предлагаемой экспозиции. От внутренней планировки зависит многое: она напрямую влияет на восприятие экспонатов и полученные впечатления.
Музей, в зависимости от его масштабов, включает в себя такие помещения, как:
экспозиционные залы, в которых осуществляется непосредственно демонстрация экспонатов;
конференц-залы и лекционные аудитории, где будут проводиться различные мероприятия;
хранилища для размещения экспонатов, не выставленных в настоящее время;
подсобные помещения для сотрудников;
мастерские и лаборатории, необходимые для изучения, реконструкции и создания экспонатов;
гардероб, санузел, сувенирная лавка, медпункт и другие помещения для посетителей.
Важно продумать и такие детали, как план экстренной эвакуации, наличие парковочных мест и т. д.
Реализация проекта. После того как идея воплощена в жизнь, необходимо провести тестовый запуск – проверить, насколько реализация плана соответствует первоначальной концепции. Возможно, некоторые аспекты потребуют корректировки. Если вы используете мультимедийные технологии, обязательно нужно тщательно протестировать и отладить все элементы, чтобы избежать технических накладок в самый ответственный момент.
После того как музей будет готов принять первых гостей, можно организовать торжественное открытие. Подготовка должна быть масштабной: создайте веб-сайт, разошлите приглашения (в том числе представителям прессы) и флаеры, запустите рекламу, устройте интересное шоу. Если открытие запомнится и понравится, это станет отличным первым шагом к привлечению посетителей в ваш музей.