В наши дни сформировался абсолютно новый запрос на музейный продукт и музейную среду в целом. Это связано и с коммерциализацией, и с появлением новых технологий. Теперь востребованы совершенно иные принципы создания музеев, экспонирования артефактов, комплектации коллекций. И, чтобы быть актуальными для аудитории, музеи должны соответствовать этим веяниям времени.
Культурологи уже оперируют такими необычными понятиями, как «креативная экономика» и «творческие индустрии», называя музеи «многопрофильными творческими кластерами». Они полагают, что из-за того, что на вершине рейтинга нынешних потребностей оказались развлечения, музей вынужден рефлектировать и конкурировать не только с себе подобными, но и со СМИ, кино, шоу, Интернетом. Ведь, оставшись без посетителей, он просто превратится в хранилище.
Между тем специалисты видят уникальное конкурентное музейное преимущество – наличие полезной и достоверной информации. Чтобы быть на коне, просто нужно креативно использовать это отличие.
Казалось бы, что общего у музея археологии с эстрадой, полем для гольфа, пикником? Однако именно такой подход ещё в конце XIX века принёс успех первому частному собранию антропологических экспонатов в Англии.
В середине того же века был открыт первый в мире общепит в музее. Дело тоже было в Лондоне, в Музее мануфактур. Тогда это вызвало недоумение, но… он существует и по сей день.
Примеров много. Кто-то снимает в музее реалити-шоу, другие привносят в музейную среду черты культурно-развлекательных центров и предлагают большой набор дополнительных услуг, третьи создают фильм о том времени, когда появлялись предметы экспозиции, и показывают его непосредственно на пороге музейных залов. То есть «смешение жанров» – это один из способов вписаться в современную среду обитания.
Сегодня реализовано уже немало предельно креативных замыслов. Музей дыр и заплат в ярославской деревне представляет дыры и дырочки с самых разных точек зрения: научной, технической, философской, экономической. Основатели говорят, что занимаются штопаньем памяти и созданием новой социальной ткани. Такие самобытные проекты вызывают интерес, влияют на туристический потенциал, брендинг и маркетинг территории, где они расположены.
Музеи-аттракционы «Вверхтормашками», «Дом наоборот» или «Дом вверх дном» появляются как грибы. Их обожают не только дети. Там всё действительно вверх дном, предметы закреплены на потолке. Многие мечтают туда прорваться, чтобы просто сфотографироваться.
Очередной живой вариант современного креативного подхода – Бруклинский музей искусств в Нью-Йорке. Пользователи Сети имеют возможность индексировать его коллекцию с помощью игры под названием Tag You're It.
С мультимедиа, оцифровкой экспонатов, Интернетом (список можно продолжать) музейный опыт меняется, предлагает своё богатое содержание индивидуально каждому.
Нет, технологии не заменяют оригиналов, а лишь увеличивают информацию о них. Они дают свободу в выборе навигации непосредственно в музейных залах и возможность продолжить её виртуально. Разве не заманчиво проникнуть сквозь музейные стены из любой точки мира? Но самое главное – они помогают музею идти в ногу с молодым поколением Digitals, которое выросло в цифровой среде.
Всё это способствует продолжению диалога, укрепляет отношения, позволяет получить реакцию и реализовать культурную, образовательную и научную миссии музея.