Нужны ли музею современные мультимедиатехнологии? Всё зависит от того, как именно они будут применяться. Если всё пространство музея будет бездумно заполнено экранами, превращая выставочный зал в помещение, похожее на магазин телевизоров, от такой идеи лучше отказаться. А вот если средства мультимедиа будут грамотно вписаны в музейную экспозицию, если они станут работать на то, чтобы раскрыть её и донести до посетителей больше информации и впечатлений, интерактивные свойства музея окажутся весьма полезными. Современный музей, который представляет собой нечто большее, чем просто застеклённые витрины с подписями, неизбежно вызовет интерес посетителей.
Какие технологии стоит задействовать? Всё зависит от тематики, направленности и масштаба музея. Практика показывает, что сегодня посетителей особенно привлекают объёмные диорамы и голографические модели, а также другие элементы так называемой дополненной реальности. Подобные объекты могут быть как в натуральную величину, так и в любом другом масштабе. Ещё один интересный элемент – аудиогид, он существует в подавляющем большинстве традиционных музеев по всему миру, позволяя насладиться индивидуальной экскурсией на разных языках. Интерактивные устройства в виде мультитач-терминалов и специально оформленных фотозон позволяют прикоснуться к тематике экспозиции, наглядно демонстрируют её особенности и оставляют незабываемые впечатления.
Прежде всего такие проекты:
повышают интерес со стороны пользователей;
позволяют подать любую, даже самую сложную, информацию в доступной и занимательной форме;
обеспечивают возможность в любой момент вносить изменения и добавлять новые экспонаты;
экономят пространство: даже в небольшом выставочном зале можно широко развернуться при помощи элементов мультимедиа.
Мировая практика организации подобных объектов позволила выделить ряд ошибок, которые чаще всего приводят к тому, что музей не вызывает такого интереса, как было задумано. К числу самых распространённых недочётов можно отнести:
неправильную установку оборудования, отсутствие единой системы управления;
визуальную дисгармонию между интерактивными элементами;
недостаточную продуманность содержательной стороны мультимедийного контента.
Это значит, что разработка интерактивного музея требует профессионального подхода и тщательного планирования. Как бы то ни было, сегодня такие объекты находятся на волне популярности. Посетителям нравится ощущать себя частью процесса, погружаться в атмосферу, взаимодействовать с экспонатами. Поэтому ввести элементы мультимедиа в экспозицию однозначно стоит. Это поможет сделать музей более интересным и привлечь новых гостей. Самое главное, чтобы яркие эффекты не затмевали впечатление от содержания экспозиции.