Сотрудники, попадающие на новое место работы, как правило, знакомятся с персоналом, руководством, изучают задачи, которые им предстоит выполнять. Профессиональная ориентация, включающая экономические, педагогические, психологические и другие мероприятия, направлена в первую очередь на выявление способностей и интересов людей, на развитие их профессионального призвания. И помочь в этом могут современные музеи. Им доступны разные методы воздействия на аудиторию, которые применяются в образовательных и воспитательных целях.
Таковыми являются:
Пропаганда – вид профессионального просвещения, направленного на демонстрацию положительных сторон той или иной профессии. Так в людях воспитывается уважение к своему роду деятельности и стремление совершенствовать навыки. Нередко в музеях представляется информация о знаменитых личностях, которые достигли в конкретной профессии больших высот. Они служат хорошим примером для начинающих специалистов, так как на них действительно стоит равняться.
Информирование о ситуации на рынке труда – комплекс мероприятий, позволяющих сотрудникам понять, насколько востребована их профессия.
Пропедевтика – предварительное обучение (сжатый курс), объясняющий главные особенности профессиональной деятельности.
Социально-психологическая адаптация – необходима новым работникам, чтобы они могли быстрее вникнуть в традиции коллектива, понять систему деловых/личных взаимоотношений, культуру персонала.
Формирование ответственности. На каждого сотрудника компании возлагается определённая ответственность, и современные музеи помогают это подчеркнуть. С помощью экспонатов, инсталляций, полиграфической продукции показывается, насколько важна конкретная работа и что будет, если её не выполнить/выполнить плохо.
Старшеклассники, посещающие современные музеи организаций, получают возможность сориентироваться в профессиях и выбрать ту, что им по душе. Такое воспитание кадров со школьной скамьи себя полностью оправдывает. Подрастающее поколение может сразу найти себя, а не метаться от профессии к профессии под давлением родственников, по советам друзей и т. д. И с этим полностью согласны как учителя, так и производственники.
Помогают музеи прививать и любовь к населённому пункту, воспитывать в школьниках патриотизм. Они начинают гордиться, что именно в их городе, районном центре функционирует та или иная компания, известная на всю страну. А предприятия, в свою очередь, могут рассчитывать на пополнение в виде молодых кадров, которые будут любить свою работу и ответственно подходить к решению поставленных задач.
Главное – сделать действительно стоящую экспозицию, которая будет интересна и ученикам, и сотрудникам. И помочь в этом смогут профессионалы, специализирующиеся на создании музеев.