Главное предназначение любого музея – просвещать своих посетителей, предоставлять им возможность узнать что-то новое и интересное, повысить свой культурный уровень. Особенно ярко выражен этот профиль у музеев, имеющих образовательную направленность. Но для того, чтобы не свести экспозицию лишь к менторству, а быть привлекательными для людей разного возраста и любой образованности, такие выставки должны тщательно продумываться и готовиться.
Музейные экспозиции, выполняющие образовательную функцию, принципиально отличаются от выставок другого профиля. Среди основных их особенностей следует выделить:
Информативность и познавательность экспозиции. После посещения музея человек должен вынести новые знания или пополнить имеющиеся у него сведения о представленной отрасли.
Формирование отношения к истории, культуре, природе как к ценности. Посетитель должен получить повод для гордости страной в целом или своей малой родиной, узнать и начать ценить её достижения и природные богатства.
Выстраивание системы взаимодействия между музеем и аудиторией. Это может заключаться в подборе способа подачи информации, соответствующего возрасту и уровню подготовленности гостя, в его вовлечении в процесс производства или в происхождение природного явления, в возможности проверить свои знания с помощью теста или викторины.
Учёт этих особенностей поможет сделать музей интересным и современным, куда люди захотят прийти не один раз, привести своих детей или друзей. Это позволит с большей эффективностью реализовать те цели, которые стоят перед выставкой, – повысить уровень образованности населения.
Самое главное правило – уйти от позиции ментора и стать открытым музеем, где люди могут в интересной форме узнать новую информацию.
Яркий пример такого креативного музея, где всегда много посетителей, – московский «Экспериментаниум». Здесь простым языком и посредством практических опытов объясняются природные явления, достижения науки и техники. Этот музей находится в непосредственном контакте с аудиторией и строит свою работу на соавторстве с ней, сразу же получая отзывы о представленных экспонатах и даже идеи того, что можно было бы посетителям увидеть и узнать ещё.
Чтобы повысить интерес к музею, можно использовать и другие способы. Например:
дополнить экспозицию мультимедийным оборудованием, с помощью которого посетители смогут увидеть скрытые, не видимые человеческому глазу процессы, происходящие в природе;
добавить наглядные экспонаты. К примеру, можно получить более полное представление о сражении, увидев его инсталляцию или реконструкцию. Макет поля битвы поможет продемонстрировать тактические манёвры противников и движение их войск. А манекены дадут возможность сравнить обмундирование войск;
позволить посетителям закрепить и проверить полученные знания – это можно сделать в игровой форме, ответив в конце экспозиции на вопросы викторины или теста.