Мир вокруг нас меняется. Вместе с ним эволюционируют материалы, стили, архитектурные решения, но, главное, формируется новый запрос на подачу экспонатов, информации. Это подпитывает идею внутренней трансформации музейного пространства, которое сегодня ищет своё место в современном контексте.
Но, несмотря на это, музей, как и прежде, остаётся символическим сооружением на службе социальной памяти. Это особый объект, который выполняет особенную функцию сохранения и демонстрации наследия.
Пространство современного музея всякий раз выстраивается в соответствии с конкретными задачами, подходами, порой становясь многофункциональным или даже универсальным. Сегодня он может представлять собой одновременно зал для выставок, с примыкающими к нему учебными аудиториями, библиотеками, и открытое для всех общественное пространство, оживлённое магазином и/или кафе.
Это может быть перестроенный особняк, где сочетаются прошлое и настоящее. Или, напротив, совершенно новое строение, которое предлагает посетителям самый современный опыт общения. Здесь всё, начиная с фойе, функционально и продуманно. В этом качестве может предстать старый промышленный объект или реабилитированное производство, например мельница или пекарня, где опыт прошедших поколений будет адаптирован к запросу сегодняшних граждан.
Бывает, что музей становится не просто зданием, а частью города, его инфраструктуры, органично вписываясь в городскую морфологию.
Такое расширение границ, функций и сфер влияния ведёт к серьёзной реорганизации внутри. Планирование пространства и взаимного расположения элементов осуществляется так, чтобы ненавязчиво направлять поток посетителей, чтобы гость, зашедший в здание, заинтересовался и остался.
Кто-то делает ставку на интуитивное восприятие, удобство и комфорт экспозиции, другие акцентируют внимание на индивидуальном, интимном диалоге с экспонатами и артефактами, третьи, наоборот, создают дополнительные возможности для коммуникации.
Музей – это не архив и не магазин. Его архитектурное воплощение может формировать ощущение личного исследования, позволяет использовать пространственный опыт или превращает визит в социальное мероприятие, помогая посетителям увидеть сложные отношения между периодами, связь между местами и объектами.
И если вам понравилось, то для вас посещение музея на этом не заканчивается.
Уже никого не удивляет, что среди сотрудников музея есть не только представители службы безопасности, хранители, научные работники, но и те, кто занимается продвижением и маркетингом, а также ответственные за информационные системы, администратор сайта.
Мультимедиа всё больше задействуются на офлайн-экспозициях. Но совсем свежий импульс несут программное обеспечение и Интернет. Они создают новую форму онлайн-общения с музейным содержанием. И, даже если вы не ходите в музей, он сам может прийти к вам. Нужно лишь нажать клавишу.