Формирование музейных пространств

20.03.2019

Мир вокруг нас меняется. Вместе с ним эволюционируют материалы, стили, архитектурные решения, но, главное, формируется новый запрос на подачу экспонатов, информации. Это подпитывает идею внутренней трансформации музейного пространства, которое сегодня ищет своё место в современном контексте.

Но, несмотря на это, музей, как и прежде, остаётся символическим сооружением на службе социальной памяти. Это особый объект, который выполняет особенную функцию сохранения и демонстрации наследия.

Музейная адаптация: трансформация классических форм

Пространство современного музея всякий раз выстраивается в соответствии с конкретными задачами, подходами, порой становясь многофункциональным или даже универсальным. Сегодня он может представлять собой одновременно зал для выставок, с примыкающими к нему учебными аудиториями, библиотеками, и открытое для всех общественное пространство, оживлённое магазином и/или кафе.

Это может быть перестроенный особняк, где сочетаются прошлое и настоящее. Или, напротив, совершенно новое строение, которое предлагает посетителям самый современный опыт общения. Здесь всё, начиная с фойе, функционально и продуманно. В этом качестве может предстать старый промышленный объект или реабилитированное производство, например мельница или пекарня, где опыт прошедших поколений будет адаптирован к запросу сегодняшних граждан.

Бывает, что музей становится не просто зданием, а частью города, его инфраструктуры, органично вписываясь в городскую морфологию.

Формирование нового музейного пространства

Такое расширение границ, функций и сфер влияния ведёт к серьёзной реорганизации внутри. Планирование пространства и взаимного расположения элементов осуществляется так, чтобы ненавязчиво направлять поток посетителей, чтобы гость, зашедший в здание, заинтересовался и остался.

Кто-то делает ставку на интуитивное восприятие, удобство и комфорт экспозиции, другие акцентируют внимание на индивидуальном, интимном диалоге с экспонатами и артефактами, третьи, наоборот, создают дополнительные возможности для коммуникации.

Музей – это не архив и не магазин. Его архитектурное воплощение может формировать ощущение личного исследования, позволяет использовать пространственный опыт или превращает визит в социальное мероприятие, помогая посетителям увидеть сложные отношения между периодами, связь между местами и объектами.

И если вам понравилось, то для вас посещение музея на этом не заканчивается.

Новые возможности для коммуникации

Уже никого не удивляет, что среди сотрудников музея есть не только представители службы безопасности, хранители, научные работники, но и те, кто занимается продвижением и маркетингом, а также ответственные за информационные системы, администратор сайта.

Мультимедиа всё больше задействуются на офлайн-экспозициях. Но совсем свежий импульс несут программное обеспечение и Интернет. Они создают новую форму онлайн-общения с музейным содержанием. И, даже если вы не ходите в музей, он сам может прийти к вам. Нужно лишь нажать клавишу.


Возврат к списку