Музей «под ключ»

Музей заповедника "Шульган-Таш"

В 2021-2022 г. специалисты компании выполнили работы по созданию историко-культурного комплекса «музей Шульган-Таш».

Особенность проекта - создание музея одной из двух сохранившихся в мире пещер с сохранившимися наскальными изображениями эпохи палеолита.

Заповедник «Шульган-Таш» расположен в горах Южного Урала и имеет статус кандидата на включение в список объектов Всемирного наследия Юнеско.

Историко-культурный музей-заповедник - республиканское учреждение, созданное специально для изучения и сохранения палеолитических наскальных изображений пещеры Шульган-Таш.

Этот музейный комплекс – единственный в России, посвященный наскальной живописи эпохи палеолита. Вся информация в нем предоставлена на трех языках, т.к. это музей международного уровня. Это научно-исследовательский и просветительский музей, выполняющий функцию главного офиса музея-заповедника.

На площади в 4 тысячи квадратных метров расположилась экспозиция, организованная на стыке традиционного музея и новых технологий, визуальных эффектов. Она состоит из семи тематических блоков и рассказывает о событиях от «Большого взрыва» до каменного века, а также историю изучения пещеры археологами, палеонтологами, спелеологами и другими специалистами.

1 ТАЙМЛАЙН

Экспозиция открывается огромным арт-объектом с разноцветными «веретенами жизни», каждое из которых иллюстрирует эволюцию той или иной группы живых организмов от бактерий и грибов до млекопитающих.

«Таймлайн» ограничен периодом верхнего палеолита, завершением ледникового периода и временем создания наскальных изображений пещеры Шульган-Таш. К этому времени вид Homo sapiens уже освоил все континенты земного шара, наступила эпоха человека современного вида. На другой стене зала — окошечки в прошлое, в каждом из которых далекие предки современного человека исполняют ритуальные танцы, создают каменные орудия, рисуют на стенах пещер. С Homo erectus — «человеком прямоходящим», у которого впервые появились зачатки речи, можно «поговорить» по старинному телефону. А чтобы увидеть тех, кто создавал наскальные рисунки на стенах Каповой пещеры, достаточно взглянуть в зеркало: по историческим меркам это были наши «современники», Homo sapiens — «люди разумные».

Одна из инсталляций, оформленная в виде доски с заметками детектива, связана с советским ученым Александром Рюминым – первооткрывателем галереи с наскальными рисунками времен палеолита в пещере Шульган-Таш. 

2 МЕДИАЗАЛ

Содержит презентационный ролик, демонстрируемый в зале, продолжает тему формирования первой цивилизации Ноmо sapiens. Однако, в этом разделе территориальные рамки темы сужаются до Уральского региона.

В фильме подробно рассказывается о климате и охотничьей фауне периода позднего плейстоцена. Уделяется внимание реконструкции социального устройства первобытного общества и видам деятельности человека.

Ключевой темой фильма станет зарождение первобытного искусства.

3 НАСКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Главным экспонатом музейного комплекса стало разработанное французскими учеными собрание репродукций древних наскальных изображений пещеры.

В разделе представлены точные авторские копии фрагментов стен пещеры Шульган-Таш с наиболее яркими и хорошо сохранившимися группами древних наскальных изображений. Экспозиция дает четкое представление о составе красок, которые использовал в своем творчестве первобытный человек, а также о возможных методах их нанесения на стены пещеры.

Освещение «Западного панно» имитирует факельное, а «Восточное панно» в буквальном смысле заиграло новыми красками – с помощью технологии 3D-mapping (зрелищная проекция) потускневшие со временем рисунки возвращаются к своему первоначальному состоянию, зритель видит, как они выглядели раньше. Эмоциональное шоу создает эффект присутствия в пещере – авторы экспозиции поочередно подсвечивают рисунки, добавляют контрастность, блики костра и даже тень первобытного человека с копьем. 

4 АРХЕОЛОГИЯ

Центральным объектом раздела является реконструкция археологического раскопа в зале Знаков по состоянию на 1984 год.

В зале размещены витрины с копиями археологических находок из зала Знаков, среди них: каменные орудия, костяные изделия, ювелирные украшения, чаши из глины и серпентинита, известняковая глыба с изображением мамонта и др.

Также в раздел включен экспозиционный комплекс, посвященный археологическим находкам, следов ритуальных практик людей рубежа эпохи бронзы и раннего железного века. В качестве экспонатов представлены костные останки человека, бронзовые орудия и керамический материал.

5 ЕСТЕССТВЕННОНАУЧНЫЙ

Блок посвящен различным видам исследований проводимых в пещере и истории ее изучения, так же здесь можно ознакомиться со строением карстовой системы, взглянуть на макеты района пещеры и разрез пещерного массива.

Элементы экспозиции дают наглядные сведения о том, из каких пород сложен пещерный массив, как происходит формирование карстовых полостей, что такое пещерные отложения, как они выглядят и в чем их отличия. Большое внимание привлекает комплекс, рассказывающий о пещерной флоре и специфических обитателях пещеры, приспособившихся к выживанию в полной темноте.

6 СОХРАНЕНИЕ

Раздел посвящен острым проблемам сохранения памятника, возникшим в результате воздействия на пещеру современного человека.

Также рассказывается о современной системе мониторинга пещеры. Подойдя к сенсорному устройству системы киннект, посетитель может видеть какое воздействие способен оказывать человеческий организм на микроклимат карстовой полости.

Интересно посмотреть «Трансвременное шоу» Юма — пещерного человека, который жил 20 тысяч лет назад на территории нынешней Башкирии. В своем шоу Юм, обращаясь к современному человеку, рассказывает о том, как жили люди во времена палеолита, какой климат тогда был, какие звери обитали в окрестностях пещеры. И именно он становится проводником в сердце музея, где находятся объемные копии рисунков эпохи палеолита.

Есть в музее и 3D-модель самой пещеры, и кости ископаемых животных, которые, кстати, разрешается трогать, и фигуры семьи пещерных людей, одетые в костюмы из оленьей кожи, которые шили в Якутии специально для башкирского музея. На сенсорном экране можно попробовать создать собственные «наскальные» рисунки. А на втором этаже музея есть класс, где ребята могут охрой, изготовленной по оригинальным технологиям, порисовать на стенах, как древние художники.

7 ЭПОС УРАЛ-БАТЫР

Завершает экспозицию стенд, посвященный эпосам «Урал-батыр» и «Акбузат». Ведь именно пещеру Шульган-Таш связывают с событиями, происходящими в двух произведениях башкирского фольклора. А на большом экране в фойе в завершение экскурсии по музею или в ожидании своей очереди можно посмотреть небольшой анимационный фильм, созданный уфимской студией «Муха», который иллюстрирует легенду об Урал-батыре.

В демонстрации экспозиционных материалов широко используются интерактивные технологии с применением современных технических средств: интерактивные макеты, 3D Mapping show, сенсорные мониторы, интерактивные инсталляции, макеты насекомых и манекены, проекционные технологии.

Работы, выполненные в рамках создания музейной экспозиции:

- Разработка рабочего проекта на основании предоставленной Заказчиком концепции;

- Изготовление экспозиционных конструкций, возведение стен;

- Изготовление экспозиционного оборудования;

- Создание полиграфии и интерактивного контента;

- Изготовление интерактивного оборудования;

- Монтаж экспозиции «под ключ».

Читать дальше
Создание музейной экспозиции "Под ключ"
Год
создания

2022

Площадь

1100м2

Срок
создания

9 месяцев

Краеведческий музей
Местоположение

Республика Башкортостан

Хотите больше узнать о проекте?

- Оставьте заявку и с вами свяжется главный архитектор проекта

Спасибо за заявку!
Наш менеджер свяжется с вами.