Мультимедиа-технологии для музеев и выставок

Современную экспозицию не возможно представить без использования мультимедийных интерактивных технологий. Интерактивные технологии позволяют сделать посещение экспозиции интересным, запоминающимся, показать то, что не возможно показать классическими средствами подачи информации в музейных экспозициях, а также при необходимости углубиться в изучение материалов, принять участие в виртуальной реальности, почувствовать себя участником событий.

Мы можем предложить:

  • Создание мультимедиа-контента
  • Интерактивные стены
  • Интерактивные столы
  • Интерактивные макеты
  • Панорамные экраны
  • Экраны 360°
  • Видеомэппинг
  • Система "дополненная реальность"

Варианты наполнения музейных экспозиций интерактивным оборудованием и контентом:

  • Проекционные экраны;
  • Проекционные сенсорные экраны;
  • Проекционные экраны с 3D очками;
  • Панорамные проекционные экраны и экраны 360градусов;
  • Проекционные столы
  • Проекционные сенсорные столы;
  • Проекционный пол;
  • 3D Mapping проекции;
  • Сенсорные терминалы;
  • Сенсорные столы;
  • Виртуальные книги;
  • Виртуальная реальность;
  • Дополненная реальность;
  • Виртуальные экскурсоводы;
  • Виртуалоскоп (статично размещенные 3D очки)

Варианты интерактивного контента интерактивного музея

  • Контент сенсорных терминалов (как правило это фото, видео, текстовый материал)
  • Проекционные сенсорные экраны;
  • 2D и 3D ролики, анимированная инфографика;
  • Контент для 3D прогулок;

Рассмотрим подробнее каждый из представлены типов, их особенности использования, достоинства и недостатки.

Проекционные экраны

Как правило, их используют для значимых общих презентаций раздела. Их габариты варьируются как правило в пределах от 1х2м до 2х4 метра. По ширине возможно создание стены бесконечной длины путем подачи изображений с нескольких проекторов одновременно, и созданием специально разработанного контента и программного обеспечения, позволяющего «склеивать» картинки с нескольких проекторов в одно изображение.

По способу восприятия проекционные экраны можно условно разделить на 2 типа:

  • «Экраны кратковременных презентаций»
  • «Экраны полноценных роликов и фильмов»

«Экраны кратковременных презентаций»- в них изображаются короткие ролики или презентации длительностью от 1 до 3 минут. Это обусловлено как правило расположением экранов в проходных экспозиционных зонах где посетители не задерживаются более чем на 5 минут.

«Экраны полноценных роликов и фильмов». Название говорит само для себя. На них размещаются ролики и фильмы длительностью от 10 до 45 минут. Существуют требования к обустройству пространства, прилегающего к экранам. Это должна быть зона оборудованная местами для сидений в виде мягких пуфиков, мешков, скамеек и т.д., как правило чуть в стороне от основного потока посетителей.

Очень важный момент при размещении проекционных систем-определить тип проектора-короткофокусный или длиннофокусный. «Длиннофокусный проектор» проектор размещается на расстоянии от экрана от 3 до 8 метров. Достоинства данного типа проекторов - относительно низкая стоимость, доступность, возможность создавать сплошное изображение, подаваемое с нескольких проекторов одновременно. Недостатки-при приближении к экрану на расстояние 1-2 метра возникают тени. «Короткофокусный проектор» проектор размещается на незначительном расстоянии от экрана от 0,5 до 2 метров. Достоинства данного типа проекторов – отсутствие теней при приблежении к экрану. Недостатки - более высокая стоимость по сравнению с классическими «Длиннофокусными» проекторами.

Важный вопрос - стоимость проекционного оборудования. Факторы, влияющие на стоимость проектора:

  • Проекторы не дающие тени (Короткофокусные) при приближении к экрану стоят дороже длиннофокусных;
  • Чем ярче и контраснее изображаемая картинка тем проектор дороже;
  • Чем дольше срок службы элементов проекторов-ламп и т.д. тем дороже;

Управление изображением на проекционном экране возможно осуществлять с помощью размещенного рядом сенсорного экранчика или через планшет

Варианты решений проекционных систем:

  • Проекционный экран+звуковая система направленной зоны действия;
  • Проекционная стена с несколькими проекторами;
  • Панорамные проекционные экраны с 3D очками;
  • Панорамные экраны реагирующие на движения посетителя;

3D Mapping проекции

3D Mapping-это проецирование изображения с помощью проектора на какой-нибудь объемный предмет, например, модель истребителя в натуральную величину. Проктор позволит как бы «в разрезе» увидеть начинку, конструктивы, как производится управление пилотом, как работают механизмы и агрегаты, увидеть его как бы в полете в облаках, среди «рыскающих» зенитных прожекторов. С помощью сенсорного терминала управления посетитель сможет самостоятельно выбирать интересующие его агрегаты.

Проекционные экраны с 3D очками

Наверное многие ходили в кинотеатры и знакомы с этой системой. Важным условием для этой системы является создание зоны с мягкими диванчиками или пуфиками, мешочками для комфортного просмотра контента. Как правило, для данных систем используют широкоформатные экраны размером около 3х2м.

Проекционные столы

По своей сути это подиумы различные по форме-круглые, прямоугольные или сложной формы на которые подается изображение с одного или с нескольких проекторов одновременно. Проекционные столы могут быть выполнены с тач-функцией, т.е возможностью реагирования на руку посетителя. Тем самым обеспечивая взаимодействие контента и посетителя.

Достоинства проекционного стола - не стандартная подача материала, таких как карты сражений и т.д. Недостатком можно назвать сетчатость и несколько размытое изображение.

Проекционный стол-макет

По сути является разновидностью проекционного стола. Это плоскостной макет выполненный в белом цвете на который проецируется изображение. Данная система хорошо подходит для интерактивных презентаций истории развития города/крепости, истории сражений, истории заселения края цивилизациями и т.д.

Панорамный проекционный экран 360 градусов

Данная система требует значительных площадей при установке. Минимально это площадка 10х10м. Экран может быть выполнен как из монолитных материалов, таких как гипсокартон, пластиковые панели, так и сборно-разборным. Проецирование изображения происходит с помощью проекторов количеством от 8 шт.

Проекционный пол

Как говорит название само за себя, изображение подается с помощью проектора на пол. С помощью данной системы, дополнив ее проекциями на стены можно создавать яркие и интересные презентации, например, почувствовать себя в определенной обстановке погрузиться на все 360 градусов в виртуальную реконструкцию событий, например, за 3 минуты увидеть как менялся облик земли на протяжении 4 миллиардов лет, произвести виртуальную прогулку по реконструкции древнего города, попасть на территорию промышленного производства.

Сенсорные терминалы и сенсорные столы

Наверное это самый распространенный тип интерактивного музейного оборудования. Сенсорные терминалы могут быть представлены как отдельно стоящими, так и интегрированными в экспозиционные стены.

Виртуальная книга

Как правило, устройство напоминающее книгу, 10-20 страниц из пластика. Сверху с помощью проектора подается изображение на страницы. При перелистывании страниц картинка постепенно появляется, может быть анимированной, как правило в мультипликационной стилистике. Еще один вариант-книга представляет собой массив из прозрачного пластика, без перелистывания страниц. Изображение подается проектором снизу. Перелистывание виртуальных производится сенсорно прикосновением.

Виртуальная реальность

Пользователь одевает очки виртуальной реальности и как бы попадает в смоделированное пространство. С помощью специальных перчаток или устройств возможно взаимодействие с объектами внутри витруальной реальности.

По типу взаимодействия с посетителем виртуальная реальность может быть:

«Активная»-пользователь может перемещаться в пространстве, воздействовать на объекты, взаимодействовать между собой. Для этого типа необходимо создание «зоны» безопасности-ограждений, или специальных устройств, удерживающих пользователей в процессе виртуального путешествия. «Пассивная» - пользователь сидит в кресле, может смотреть вокруг.

Дополненная реальность

Состоит из объемного объекта, например макета, устройства отображения виртуальной реальности (экран, планшет), контент. При наведении электронного устройства, например экрана планшета на объект, например макет устройство считывает метки объекта и на экране появляется трехмерное изображение.

Система взаимодействия оборудования, единая система управления

Как правило, все интерактивное музейное оборудование завязывается в единую сеть, с выводом в интернет. Делается это для удобства пользования экспозицией, запуска всех устройств автоматически по заданному времени или вручную, возможности управления через планшет экскурсовода. Также это делается для удобства оперативной замены и обновления контента удалено, через сеть интернет, возможности удаленного тестирования устройств.

Что важно учитывать при разработке проекта оснащения интерактивного музея:

  • Учесть объем данных, загружаемых в терминалы, так как исходя из них требуется произвести подбор характеристик оборудований;
  • Будет ли контент в процессе дополняться материалами, в каком объеме?

Общие требования к размещению интерактивного оборудования в музеях:

  • Затемнения в помещении, в идеале темный потолок;
  • Отсутствие яркого верхнего света;
  • Наличие системы кондиционирования воздуха;
  • Постоянная температура около 20-25 градусов;
  • Отсутствие пылив помещении;
  • Наличие серверной комнаты, куда будут убраны основные электронные системы управления, т.к. оно издает незначительный шум и требует особого требования к отсутствию пыли и равномерной температуре воздуха;
  • Учесть пространство необходимое для прокладки кабелей связи и электропитания;
  • Учесть монтаж бесперебойного блока питания, позволяющего выключить дорогостоящее оборудование в случае экстренного отключения электропитания;